АДМИНИСТРАЦІЯ

Мария

Леонель Б.Агнесса В.Мария П.

ПОСЛѢДНІЯ НОВОСТИ
09.06. На должность модераторов заступили Агнесса и Леонель. В разделе библиотеки появилась новая тема. Подробности по ссылке.

Рейтинг форумов Forum-top.ru Рейтинг Ролевых Ресурсов - RPG TOP
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ
Приветствуем вас на оригинальном проекте, тематикой которого является альтернативная история Российской Империи начала 19 века. В центре сюжета - магия, признанная на государственном уровне. Маги - привилегированный слой общества. Только здесь - мир Толстого и чары, Наполеон и боевая магия, поэты золотого века и волшебство!


НЕОБХОДИМЫЕ ВЪ СЮЖЕТ
Михаил ВельяминовВ.К. Константин
Ксаверий ЦветаевДарья Астафьева

ДѢЯТЕЛИ


ЛУЧШІЕ АВТОРЪ & РАЗСКАЗ


СВОД ПРАВИЛ • СЮЖЕТ • ПЕРСОНАЖИ • ЛИЦА • КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЧАСТИ, НАВИГАЦИЯ • ПОИСКОВИК • АКЦИИ

ПЕТРОВСКИЙ УКАЗЪ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПЕТРОВСКИЙ УКАЗЪ » БИБЛІОТЕКА » Народники и их магия;


Народники и их магия;

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

МАГИ-НАРОДНИКИ

Народники - преимущественно маги крестьянского происхождения, практикующие древнюю народную магию, «магию по наитию». Такие маги не имеют академического образования и, соответственно, официального разрешения на практику. Тем не менее, народная магия насчитывает более тысячи лет своей истории, а современная академическая магия была образована именно из неё. Во все времена народники всячески охраняли свою магию. Они считали и считают что их магия самая древняя на территории Российской империи и в один день может спасти мир. Невозможно найти рукописную книгу с народной магией, которая не запечатана магической печатью. Среди магов-народников есть Старцы, в их жилах буквально течет магический поток который даже после смерти приносит добро и свет. Народная магия славиться тем что имеет широкую власть над природой и сильно связана с духами. Опытные маги могут подчинить себе животных, растений и договорится с духами. Природа капризна, так что ими очень трудно управлять.

Информационная справка: современная академическая магия практически избавилась от характерных признаков народной магии, в том числе расширив свой арсенал магических возможностей. В противовес развитию академической магии, народная имеет стабильное преимущество в магии стихий и природы, а так же хранит в себе множество других секретов, поныне неизвестных академикам.

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НАРОДНИКОВ

Маг-народник выбирает один из двух путей: либо магию природы, либо магию стихий. И в том и другом случае он может быть знахарем, целителем, колдуном или ведьмой. Магия природы и магия стихий - противоположны, но, одновременно с этим, они составляют единую магическую систему.

» Знахари (Знахарь, Знахарка) - это лекари, которые излечивают раны с помощью трав и некой доли заговоров. Приготовив снадобье, знахари его заговаривают заклинаниями народной магии. Заговоры воспринимаются или изустно от учителей (обычно это старцы), или из письменных записей, в изобилии распространенных среди грамотного сельского населения под названием «цветников», «травников» и «лечебников». Произносятся они полушепотом, с целью, чтобы не услышал непосвященный человек (иначе заговоры не имеют никакого значения) и чтобы остались они неотъемлемой собственностью одних только знахарей. Сопровождаются заговоры различными движениями рук и губ для того, чтобы удержать силу слов, или, как говорится, «запечатать замок». Так же знахари могут снять все дурные эффекты тёмной магии и изготавливают различные амулеты и обереги используя силу природы или силу стихий.

» Целители - это маги которые умеют лечить людей с помощью маги. В отличии от знахарей, целителям нужны только заговоры и немного магии природы или магии стихий. Они лечат других на порядок быстрее, чем знахари, поскольку им не надо тратить времени на приготовление травяных снадобий. Обычно целители становятся очень популярны среди простого народа после различных бедствий и во время войны. Ведь именно тогда нужно быстро излечивать других. Сам себя целитель вылечить не может. И из-за этого становиться уязвимым, как обычный смертный. Одна из больших организаций для целителей - это Медвежья артель.

» Колдун или ведьма - мужчина или женщина, которые занимаются магией. В отличие от знахарей и целителей, колдуны и ведьмы не специализируется на чём-то конкретно - изготовлении снадобий и артефактов, а также исцелении, а владеют народной магией в более широком понятии. Так что в трудные минуты они могут заменять знахарей или целителей. Разумеется, по навыкам они будут уступать вышеупомянутым. Среди магов-народников слово ведьма не носит негативного окраса. Так называется любая женщина, занимающаяся магией и не специализирующаяся на изготовлении зелий и амулетов. У ведьм и колдунов есть своя особенность: наблюдая за природными циклами, они обрели способность обращаться в животных и понимать их язык. (Даже если вдруг колдун или ведьма выбрала магию стихий). Каждый колдун или ведьма выбирает один из трёх обликов: ворон, кот и змея. Тот, кто превращается в кошку, понимает язык зверей. Тот, кто выбрал ворона, понимает птиц. А тот, кому ближе змея, понимает язык рептилий и амфибий.

СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

» От рождения: если оба биологических родителя маги, то высока вероятность что хотя бы один ребёнок будет магом. И чем больше поколений магов в семье, тем выше вероятность.

» По неволе: всякий маг-народник (но никак не академик) перед смертью старается навязать кому-нибудь свою волшебную силу. Поэтому знающие и осторожные люди тщательно избегают брать у него из рук какую-нибудь вещь, даже самые близкие родные стараются держаться подальше, и если больной попросит пить, то не дадут из рук, а поставят ковшик так, чтобы он сам мог до него дотянуться.

» Особые обстоятельства: ведьмы и колдуны могут появится на свет у обычных людей, не магов, но при особых обстоятельвах, при этом способности у тех проявятся только с наступлением зрелости. Ведьма родится у женщины невладеющей магией, если в роду родится подряд семь девушек, а между ними ни одного мальчика, при этом, она будет являться представительницей третьего поколения внебрачных девушек. Колдуны же имеют свою генеалогию: девушка родит девочку, эта принесет третью, а третья четвёртую и родившийся от последней мальчик сделается на возрасте колдуном.

+1

2

МАГИЯ ПРИРОДЫ

Магия природы - в чистом виде влияние на растительный и животный мир, однако это влияние не распространяется на неживую природу (камни, почву, воду, воздух). Она включает в себя взаимодействие с миром растений, с миром животных и с более эфемерными материями.
Основная деятельность мага природы - защита животного и растительного мира. Маг природы трудится над тем, чтобы добиться союза обычных смертных и природы. Он всегда выбирает мир, где смертный и природа друзья, а не враги. Маг природы должен обладать колоссальными знаниями о природе и животных, он должен чувствовать третью составляющую, эфемерные материи, и уметь с ней взаимодействовать. Он должен уметь направить магию природы во благо.

РАЗДЕЛЫ МАГИИ ПРИРОДЫ


Сила Растительного царства

Сила Зверя

Эфемерные силы

http://funkyimg.com/i/2rwHx.png

http://funkyimg.com/i/2rwHw.png

http://funkyimg.com/i/2qF2N.png

Сила растительного царства заключает в себе взаимодействие с миром растений. Маг-народник может управлять растениями, заставить их цвести или наоборот увянуть. Все, что сложнее, чем цветущие водоросли, можно контролировать правильным применением этого пути. Папоротники, розы, одуванчики и даже деревья — равно подходящие цели для эффектов этого пути, а живая и мертвая растительная материя одинаково попадает под воздействие. Основа любой работы - медитация и активизация энергетических центров («чакр»), как у мага, так и растения.

Эта магия направлена на взаимодействие с миром животных. Звери, птицы, рыбы и рептилии подвластны магу этого пути. Чем более разумно животное, тем подозрительнее оно относится к магу, пытающемуся читать его мыслеобразы (или мысли) и влиять на его поведение. На более развитых животных сложнее влиять, зато с ними можно «договориться», общаясь посредством ментальных образов. Однако примитивным животным труднее внушить сложную мысль, что именно от них требуется, поэтому могут быть ошибки в восприятии ими команд.

Помимо физического проявления природы, есть и духовное. Эти эфемерные силы находятся в сферах жизни. Маг-народник может взаимодействовать с духами и хранителями природы - лешими, домовыми, мавками, русалками и прочими, но не элементалями (духи стихий ему неподвластны). Сперва они просто положительно к нему настроены, затем маг может с ними общаться, влиять на них, общаться с ними. На высоком уровне он может подчинять некоторых из них.

ГРАДАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАГИИ

» УЧЕНИК - способен понимать язык животных, но не способен общаться с ними. Такое же происходит в плане общения с духами и хранителями природы. Они положительно настроены к нему, он чувствует их помощь или же просто присутствие. Он может выполнять простейшие заговоры и способен изготовить несложное зелье. Он не может активизировать чакры дерева. (Примечание: у деревьев есть свои энергетические центры. Их может быть от двух до трех. Это зависит от возраста и состояния дерева. Первая «чакра» располагается примерно в метре от основания (земли), вторая - в месте разветвления кроны. Место третьей «чакры» индивидуально).
» ПРАКТИКУЮЩИЙ МАГ -  может общаться с животными и духами природы. Однако, влияние на них ему не удаётся. Он может ощущать поток энергии, идущий от дерева. может попросить у него помощи. Он может выбрать себе дерево, которое в последствии будет помогать в трудные моменты жизни мага. Ему слабо удаётся разговор с деревьями. Зато маг природы неплохо овладевает техникой зельеварения и способен делать заговоры на любовь, на здравие, на упокой души.
» МАСТЕР -  такой маг уже выбрал себе дерево. Помимо этого, он способен общаться с другими деревьями и знает, что у каждого дерева своя манера общения. Берёзки например бывают ревнивы к другим. Тополь обычно неразговорчив и редко что скажет, как и осина хотя энергию выкачивать они мастерски. А так же он может влиять на животных, сам обращаться в зверя и влияет на духов природы. Мастер в зельеварении и заговорах. Однако, способностью призывать духов, животных и растений от врага не обладает.
» МАГИСТР - способен призвать себе на помощь «Силу Рощи» - всех животных, растений и духов, для защиты родных мест от врага. Мастерские влияют на духов, животных и растений. Умеет договориться с ними и получить достаточно энергии от любого дерева. Использует энергию различных деревьев в различных целях. Например, энергия ивы способна помочь магу приворожить, и отворотить. Так же способен магией трав и деревьев вылечить от любой хвори.

ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ МАГИИ ПРИРОДЫ

Все заклинания перечислены в порядке доступности магам определённого уровня - от практикующего мага до магистра. Растения устроены проще животных, поэтому с ними легче работать. Заклинания, связанные с духами - самые сложные потому что видение духов или работа с ними очень сложная задача. Ученики не умеют выполнять никакое заклинание. Разумеется, это не всё. Это только примеры, которые дают простор для творчества на основе изложенного. Самое главное - помнить о логике и знать меру.

1 УРОВЕНЬ - СИЛА РАСТИТЕЛЬНОГО ЦАРСТВА. ЗАКЛИНАНИЯ, ДОСТУПНЫЕ ПРАКТИКУЮЩИМ МАГАМ» Мудрость трав - одним прикосновением маг может общаться с духом растения. Разговоры, проводимые подобным образом, часто бывают загадочными, но они того стоят - мудрость и опыт духов некоторых деревьев превосходит мудрость легендарных предсказателей. С другой стороны, трава-росичка редко способна предложить серьезные откровения, но может показать лицо последнего индивидуума, ступавшего по ней.
» Сила жизни - маг способен подпитываться силой того или иного растения, получая жизненную энергию. Таким образом он может восстанавливаться после упадка сил, физического истощения или болезни. Насколько быстро маг «подпитывается» зависит от уровня и умений.
» Смена сезонов - маг способен ускорить рост растения или заставить его плодоносить. Также он может заставить цветок увянуть, а дерево сбросить листья летом. Это заклинание не распространяется на погоду. Маг не может вызвать снегопад или дождь.
» Танцующая лоза - управление. Маг может управлять растением, заставлять его двигаться, хватать недругов, менять положение, расти в нужном направлении, плестись как сеть и прочее. Насколько точно растение будет слушаться и выполнять команды зависит от уровня и умений мага.

2 УРОВЕНЬ - СИЛА ЗВЕРЯ. ЗАКЛИНАНИЯ, ДОСТУПНЫЕ МАСТЕРАМ» Заимствование способностей - маги-мастера могут позаимствовать часть способностей зверей на время. То есть, с любым животным можно договорится, попросив «подарить» свои навыки на время (обострённое обоняние, ловкость, острый глаз, способность к регенерации, сила медведя и прочее). Но успех заклинания зависит от уровня мага и желание зверя лишиться своих способностей на определённое время.
» Оборотничество - маги-мастера могут обращаться на время в животных, птиц или рыб. Длительность обращения и детализация зависят от умений.
» Чтение мыслей - маг-мастер может общаться со зверем посредством ментальных образов и\или читать его мысли. Более опытные маги могут даже внушить какую-либо мысль (т.е. уговорить делать то что нужно, а не гипнотизировать) любому зверю. Чем сложнее устроено животное, тем сложнее с ним договорится.
» Песнь жизни - можно вылечить или даже воскресить умершего зверя, но заклинание очень сложное. Даже опытным магам не всегда оно удаётся. При плохих результатах можно воскресить умершего наполовину или только навредить раненному. При воскрешении важна концентрация, но даже это не всегда помогает и чаще всего воскрешённый обычно умирает спустя несколько минут. Воскресить можно только того, кто уже умер. Если зверь ранен - его можно исцелить, но быстрота исцеления зависит от тяжести раны животного и уровня мага. На людей это заклинание не распространяется.
» Усмирение - магия природы не предполагает гипнотизирование кого-либо живого, но другие виды магии допускают эту возможность. Так или иначе, маг-народник может усмирить любого зверя и снять с него чары гипноза, вернув рассудок. Однако, заклинание действует если гипноз или внушение было магическим. Если кого-то убедили словами, тут не поможешь. Можно воздействовать только на зверей. Для людей это заклинание бесполезно.

3 УРОВЕНЬ - СИЛА ДУХА. ЗАКЛИНАНИЯ, ДОСТУПНЫЕ МАГИСТРАМ » Дерево-хранитель - со временем у мага появляется свой дух-хранитель. Обычно это Дух старого дерева, который следует за ни повсюду и помогает во всём.
» Духовное видение - маг-магистр может попросить духов поделиться с ним какой-либо информацией. Для этого надо сесть в любое спокойное место и долго-долго медитировать, сосредоточившись на своём вопросе. При успехе маг получит какое-либо видение. Его длительность и детализация зависят от уровня мага.
» Призывы духа - маг-магистр может вызвать какого-нибудь духа и в зависимости от уровня попросить его выполнять свои просьбы или просто поговорить. С духами нужно обращаться бережно, они очень капризные существа. При этом, если они почувствуют хоть каплю злобы, могут запросто исчезнуть. И естественно, дух не появится если маг помышляет использовать его для убийства.
» Призыв великого духа - великий дух - это фактически сама мать-Природа в материальном воплощении. Он дух и покровитель всех лесов. Он управляет ими и путает в лесах тех, кто наносит природе вред. Его можно призвать, но обращаться с ним надо очень вежливо потому, что не каждую просьбу он выполняет. О чём его не надо просить, так это нанести вред природе.
» Гнев природы - управление погодой. Оно очень сложное и под силу только магу-магистру, при условии если он всю жизнь жил в гармонии с природой, никогда не издевался над деревьями, не ел животной пищи и так далее.

+1

3

МАГИЯ СТИХИЙ

Магия стихий - это в чистом виде влияние на 4 первоэлемента: огонь, воду, воздух и землю.  Так же предполагает создание элементалей и работу с четырьмя элементами.
Основная деятельность мага стихий - завораживать воду, огонь, воздух или землю. Общаться со стихиями, просить у них помощи и поддержки. Так же любой маг должен определить свою стихию. Известно, что в каждом маге развиты все четыре стихии, правда одна стихия выражена больше. В маге стихий, эти так сказать «резервуары» способностей есть в чакрах. Маг стихий должен практиковать ту или иную стихию используя методы зарядки энергией. Правда есть нюанс: нужно направлять скопленную энергию именно в чакры, тогда не нужно будет каждый раз пополнять энергию что удобно для тех кто практикует: магию огня, воды, воздуха или земли.http://funkyimg.com/i/2r7YE.jpgТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ СТИХИЙНЫХ ЭЛЕМЕНТОВРАЗДЕЛЫ МАГИИ СТИХИЙ

Магия огня

Магия воды

Магия земли

Магия воздуха

http://icons.iconarchive.com/icons/arrioch/orbz/128/orbz-fire-icon.png

http://icons.iconarchive.com/icons/arrioch/orbz/128/orbz-ice-icon.png

http://icons.iconarchive.com/icons/arrioch/orbz/128/orbz-earth-icon.png

http://icons.iconarchive.com/icons/arrioch/orbz/128/orbz-air-icon.png

Магия огня основана на работе с энергией во всех ее видах. Накопление энергии, управление энергетическими потоками и каналами, создание энергетических объектов. Все виды боевых магических техник также относятся к магии огня. Магические и лечебные свойства огня безграничны. Теплом, даруемым огнем, лечат простуду, мышечные болезни, огнем прижигают гниющие раны, укусы змей. Дома, где часто болеют, обходят с факелами огня. И даже просто приятно посидеть вечером у костра или камина, глядя на пляшущие языки живого пламени. И будто испаряются тяготы прошедшего дня.

Магия воды работает с разными картинами мира, использует астральные проекции, воздействует на психику людей. Вода - стихия чистоты, подсознания, любви и эмоций. Также как вода постоянно течет и изменяется, эмоции не могут долго находиться в одном состоянии, а все время сменяют друг друга. Магия воды совершается для удовольствия, дружбы, брака, изобилия, счастья, лечения, отдыха, мечтания, очищения и так далее. Ритуалы воды обычно заключаются в бросании объекта в воду. Магия воды связана с зеркалами, морем, туманом и дождем.

Земная твердь - четвертая стихия мира, символ материальности и завершенного действия.  Одно из основных свойств земной стихии - способность хорошо удерживать форму и структуру. Стихия земли несет в себе неисчерпаемое богатство, которое должно проявиться, силу духа и тела, а также выносливость, несвойственную другим стихиям.

Магия воздуха связана с просчитыванием вариантов развития событий и реализацией (или, наоборот, исключением) определенного варианта. Маги стихий верят, что воздух сын воды и огня. Он примиритель соперничающих элементов - огня (мужчины) и воды (женщины). Это женственный мальчик, мальчик до половой зрелости. Вместе с этим взгляд на жизнь, умение познавать и креатив. Но иногда переходит в воровство и одурачивание. Это завеса прячущая тайну.

Духи, звери и растения магам стихий неподвластны! Знахари, выбравшие магию стихий могут заговаривать воду или огонь, делая их лечебными, помещать любую стихию в сосуд и с помощью слов делая из него амулет или оберег.

ГРАДАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАГИИ

» УЧЕНИК - чувствует энергетику стихий, но неспособен управлять ни одной стихией. При большой концентрации и правильном проведении ритуала может вызвать лёгкие изменения стихий: вызвать лёгкий бриз, создать волны и\или искры, сдвинуть камень и прочие элементы земли.
» ПРАКТИКУЮЩИЙ МАГ - может воздействовать на все четыре стихии на среднем уровне. Контролировать огонь, воду, землю или воздух, создавать элементы для защиты или нападения: огненные шары, водяные хлысты, метать камни, создавать ветер. Тем не менее, создание элементалей, а уж тем более управление им неподвластно. Точно также как применение воды или огня в лечебных целях. Зато маг природы неплохо овладевает техникой заговора и способен делать заговоры на любовь, на здравие, на упокой души.
» МАСТЕР - такой маг может в совершенстве подчинять стихии и создавать из них сложные элементы. Способен концентрироваться сразу на двух стихий и применять их вместе. Один нюанс: не может зачаровывать противоположные стихии одновременно, огонь и воду, например. Тем не менее, одна стихия всегда будет доминирующей, в зависимости от того какая пентаграмма начертана. Способен создавать элементалей, но неспособен ими управлять. Как правило, элементали мага-мастера существуют недолго и быстро распадаются.
» МАГИСТР - его элементали существуют столько сколько нужно магу, распадаясь лишь по команде. Они полностью подчинены магистру, точно также как и исцеляющие свойства воды и огня и стихийные бедствия земли и воздуха: землетрясения, цунами, ураган. При большой концентрации способен управлять водой внутри человека, управляя им как марионеткой. К сожалению, такая техника очень энергозатратная и при продолжительном применении может стоить магистру жизни.

Каждая стихия имеет свой предмет для совершения ритуала. Чтобы ритуал произошёл успешно, надо погрузить предмет в нужную стихию. Таким образом, чтобы подчинить землю, надо положить пентакль (предмет из дерева изображающий пентаграмму) на землю; для воздействия на воздух маг должен держать кинжал в руке; для зачарования воды налить воду в чашу, а маги желающие подчинить огонь должны поместить частично или полностью жезл в огонь. И всё это должно происходить в центре пентаграммы, начерченной особым образом (см. «Пентаграмма в Стихийной магии»).

ПЕНТАГРАММА В СТИХИЙНОЙ МАГИИ

Пентаграмма символизирует четыре элемента магии стихий: землю, воздух, воду, огонь. Это древнегреческий символ, адаптированный старорусскими язычниками. Маги-народники используют опыт предков чтобы подчинить стихии. Поскольку лучей у пентаграммы пять, то возникает соблазн вывести туда еще какой нибудь символ, в данном случае таковым символом является - Дух. Можно управлять четырьмя стихиями, но управление духом магам неподвластно. Духом считают элемент лежащий в основе всего.
Пентаграмма, в зависимости от направления движения называется заклинательной (разрушительной) или очистительной. Деление довольно условно и связано с направлением движения солнца по небосклону. В северном полушарии солнце движется по небосклону по направлению часовой стрелки, что считается положительным фактором (в северном полушарии, соответственно). В южном полушарии движение солнца происходит против часовой стрелки. Приведенные ниже схемы заклинательной и очистительной пентаграмм нарисованы с учетом проживания в северном полушарии. Иногда движение по ходу солнца называют созидающим, а против - разрушительным. Перевернутая пентаграмма, как правило рисуется для проведения операций негативного характера.

Очистительная пентаграмма

Заклинательная пентаграмма

http://i030.radikal.ru/0711/1f/d5d8dd8ce9cf.jpg

http://i019.radikal.ru/0711/37/5fc88ba5ca3d.jpg

Считается, чтобы пентаграмма была посвящена какой то из стихий, она должна начаться с определенного места и проходить в конце первого отрезка луча через вершину пентаграммы, посвященную стихии. К примеру...
http://i040.radikal.ru/0711/77/4199df58550a.gif
http://sverhomsk.ucoz.ru/_fr/0/s4166268.jpg!!! Прорисовка пентаграммы заканчивается на том месте, с которого начиналась.

+1

4

МЕСТА ОБИТАНИЯ

Основное место обитания магов-народников - Верховое Заволжьеhttp://funkyimg.com/i/2qUSZ.jpg

«Верховое Заволжье - край привольный. Там народ досужий, бойкий, смышленый и ловкий. Таково Заволжье сверху от Рыбинска вниз до устья Керженца. Ниже не то: пойдет лесная глушь, луговая черемиса, чуваши, татары. А еще ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам...

...так говорят за Волгой. Старая там Русь, исконная, кондовая. С той поры как зачиналась земля Русская, там чуждых насельников не бывало. Там Русь сысстари на чистоте стоит, - какова была при прадедах, такова хранится до наших дней. Добрая сторона, хоть и смотрит сердито на чужанина.»

Верховое Заволжье делится на лесистую и горную сторону.

http://funkyimg.com/i/2qUT5.jpg

Вот что говорят о жизни и быте на лесистой стороне:[/size] «В лесистом Верховом Заволжье деревни малые, зато частые, одна от другой на версту, на две. Земля холодна, неродима, своего хлеба мужику разве до масленой хватит, и то в урожайный год. Как ни бейся на надельной полосе, сколько страды над ней ни принимай, круглый год трудовым хлебом себя не прокормишь. Такова сторона!
Другой на месте заволжанина давно бы с голода помер, но он не лежебок, человек досужий. Чего земля не дала, уменьем за дело взяться берет. Не побрел заволжский мужик на заработки в чужу-дальнюю сторону, как сосед его вязниковец, что с пуговками, с тесемочками и другим товаром кустарного промысла шагает на край света семье хлеб добывать. Не побрел заволжанин по белу свету плотничать, как другой сосед его галка (Крестьяне Галицкого и других уездов Костромской губернии). Нет. И дома сумел он приняться за выгодный промысел. Вареги зачал вязать, поярок валять, шляпы да сапоги из него делать, шапки шить, топоры да гвозди ковать, весовые коромысла чуть не на всю Россию делать. А коромысла-то какие! Хоть в аптеку бери - сделано верно.
Леса заволжанина кормят. Ложки, плошки, чашки, блюда заволжанин точит да красит; гребни, донца, веретена и другой щепной товар работает, ведра, ушаты, кадки, лопаты, коробья, весла, лейки, ковши - все, что из лесу можно добыть, рук его не минует. И смолу с дегтем сидит, а заплатив попенные, рубит лес в казенных дачах и сгоняет по Волге до Астрахани бревна, брусья, шесты, дрючки, слеги и всякий другой лесной товар.
Волга под боком, но заволжанин в бурлаки не хаживал. Последнее дело в бурлаки идти! По Заволжью так думают: «Честней под оконьем Христовым именем кормиться, чем бурлацкую лямку тянуть». И правда.
Живет заволжанин хоть в труде, да в достатке. Сысстари за Волгой мужики в сапогах, бабы в котах. Лаптей видом не видано, хоть слыхом про них и слыхано. Лесу вдоволь, лыко нипочем, а в редком доме кочедык найдешь. Разве где такой дедушка есть, что с печки уж лет пяток не слезает, так он, скуки ради, лапотки иной раз ковыряет, нищей братье подать, либо самому обуться, как станут его в домовину обряжать. Таков обычаи: летом в сапогах, зимой в валенках, на тот свет в лапотках…
Заволжанин без горячего спать не ложится, по воскресным дням хлебает мясное, изба у него пятистенная, печь с трубой; о черных избах да соломенных крышах он только слыхал, что есть такие где-то на «Горах» («Горами» зовут правую сторону Волги).
А чистота какая в заволжских домах! Славят пруссаков за чистоту, русского корят за грязь и неряшество. Побывать бы за Волгой тем славильщикам, не то бы сказали. Кто знаком только с нашими степными да черноземными деревнями, в голову тому не придет, как чисто, опрятно живут заволжане.
Волга рукой подать. Что мужик в неделю наработает, тотчас на пристань везет, а поленился — на соседний базар. Больших барышей ему не нажить; и за Волгой не всяк в «тысячники» вылезет, зато, как ни плоха работа, как работников в семье ни мало, заволжанин век свой сыт, одет, обут, и податные за ним не стоят. Чего ж еще? И за то слава те, господи! Не всем же в золоте ходить, в руках серебро носить, хоть и каждому русскому человеку такую судьбу мамки да няньки напевают, когда еще он в колыбели лежит.
Немало за Волгой и тысячников. И даже очень немало. Плохо про них знают по дальним местам потому, что заволжанин про себя не кричит, а если деньжонок малу толику скопит, не в банк кладет ее, не в акции, а в родительску кубышку, да в подполье и зароет. Миллионщиков за Волгой нет, тысячников много. Они по Волге своими пароходами ходят, на своих паровых мельницах сотни тысяч четвертей хлеба перемалывают. Много за Волгой таких, что десятками тысяч капиталы считают. Они больше скупкой горянщины (крупный щепной товар: обручи, дуги, лопаты, оглобли и т.п.), да деревянной посуды промышляют. Накупят того, другого у соседей, да и плавят весной в Понизовье. Барыши хорошие! На иных акциях, пожалуй, столько не получишь.»

http://funkyimg.com/i/2qUT1.jpg

О горной стороне, и о людях живущих там, говорится: «От устья Оки до Саратова и дальше вниз правая сторона Волги «Горами» зовется. Начинаются горы еще над Окой, выше Мурома, тянутся до Нижнего, а потом вниз по Волге. И чем дальше, тем выше они. Редко горы перемежаются – там только, где с правого бока река в Волгу пала. А таких рек немного.
Места на «Горах» ни дать ни взять окаменелые волны бурного моря: горки, пригорки, бугры, холмы, изволоки грядами и кряжами тянутся во все стороны меж долов, логов, оврагов и суходолов; реки и речки колесят во все стороны, пробираясь меж угорий и на каждом изгибе встречая возвышенности. По иным местам нашей Руси редко такие реки найдутся, как Пьяна, Свияга да Кудьма. Еще первыми русскими насельниками Пьяной река за то прозвана, что шатается, мотается она во все стороны, ровно хмельная баба, и, пройдя верст пятьсот закрутасами да изворотами, подбегает к своему истоку и чуть не возле него в Суру выливается. Свияга – та еще лучше куролесит: подошла к Симбирску, версты полторы до Волги остается, – нет, повернула-таки в сторону и пошла с Волгой рядом: Волга на полдень, она на полночь, и верст триста реки друг дружке навстречу текут, а слиться не могут. Кудьма, та совсем к Оке подошла, только бы влиться в нее, так нет, вильнула в сторону да верст за сотню оттуда в Волгу ушла. Не захотелось сестрицей ей быть, а дочерью Волгиной. Так говорят… И другие реки и речки на Горах все до единой извилисты...
...Хлебопашество – главное занятие нагорного крестьянина, но повсюду оно об руку с каким ни на есть промыслом идет, особливо по речным берегам, где живет чистокровный славянский народ. В одних селениях слесарничают, в других скорняжничают, шорничают, столярничают, веревки вьют, сети вяжут, проволоку тянут, гвоздь куют, суда строят, сундуки делают, из меди кольца, наперстки, кресты-тельники да бубенчики льют, – всего не перечесть… Кроме того, народ тысячами каждый год в отхожи промысла расходится: кто в лоцмана, кто в Астрахань на вонючие рыбные ватаги, кто в Сибирь на золотые прииски, кто в Самарские степи пшеницу жать. Всего больше уходило прежде народу в бурлаки; теперь пароходство вконец убило этот тяжелый и вредный промысел. И слава Богу!
Охочий до отхожих работ нагорный крестьянин, он не степняк-домосед, что век свой на месте сидит, словно мед киснет, и, опричь соседнего базара да разве еще своего уездного города, нигде не бывает. Любит нагорный крестьянин постранствовать, любит людей посмотреть, себя показать. «Дома сидеть, ни гроша не высидишь, – он говорит, – под лежачий камень и вода не течет, на одном месте и камень мохом обрастет». Нет годного на стороне промысла – в извоз едет зимой… Не то избойну, мочену грушу да парену репу по деревням поедет менять на кость, на тряпье, на железный полом...
...Чуть не по всем нагорным селениям каждый крестьянин хоть самую пустую торговлю ведет: кто хлебом, кто мясом по базарам переторговывает, кто за рыбой в Саратов ездит да зимой по деревням ее продает, кто собирает тряпье, овчины, шерсть, иной строевой лес с Унжи да с Немды (Реки в Костромской губернии, текут по лесам) гонят; есть и «напольные мясники», что кошек да собак бьют да шкурки их скорнякам продают. Мало-мальски денег залежных накопилось, тотчас их в оборот. И ежели по скорости мужик не свихнется, выйдет в люди, тысячами зачнет ворочать. Бывали на Горах крепостные с миллионами, у одного лысковского (Лысково – село на Волге) барского мужика в Сибири свои золотые промыслы были. Теперь на Горах немало крестьян, что сотнями десятин владеют. Зато тут же рядом и беднота непокрытая. У иного двор крыт светом, обнесен ветром, платья что на себе, а хлеба что в себе, голь да перетыка – и голо и босо, и без пояса. Такой бедности незаметно, однако ж, поблизости рек, только в местах, от них удаленных, можно встретить ее. Общинное владенье землей и частые переделы – вот где коренится причина той бедности. Чуть не каждый год мир-община переделяет поля, оттого землю никто не удобряет, что-де за прибыль на чужих работать. На дворах навозу – пролезть негде, а на поле ни воза, землю выпахали; пошли недороды. Нет корысти в переделах, толкует каждый мужик, а община-мир то и дело за передел… И богатые, и бедные в один голос жалобятся на те переделы, да поделать ничего не могут… Община!..
Зато кому удастся выбиться из этой – прах ее возьми – общины да завестись хоть не великим куском земли собственной, тому житье не плохое: земля на Горах родит хорошо.»

«В лесах за Волгой бедняков, какие живут на Горах, навряд найти, зато и заволжским тысячникам далеко до нагорных богачей. Только эти богачи для бедного люда не в пример тяжелей, чем заволжские тысячники. Лесной народ добродушней, проще, а нагорному пальца в рот не клади. Нагорный богач норовит из осмины четвертину вытянуть, из блохи голенище скроить.»

Все цитаты из книг Мельникова-Печёрского «В Лесах» и «На Горах».

+1


Вы здесь » ПЕТРОВСКИЙ УКАЗЪ » БИБЛІОТЕКА » Народники и их магия;


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC